Мне кажется, благородство -- это сплав нескольких важных качеств, каждое из которых очень ценно само по себе. А также непременных обстоятельств.
Сначала об обстоятельствах.
Во-первых, благородство невозможно проявить вне действия, вне движения, вне ответственности за дело. Предполагается, что человек делает что-то важное, и от его действий зависит другой человек или масса людей.
Во-вторых, благородство проявляется в ситуациях конфликтных, при столкновении между людьми. Когда дело или действие натыкается на преграду. Конечно же, речь не только о драке, поединке или скандале -- конфликт и столкновение бывают очень "тихими" и незаметными со стороны, но ранить могут не меньше...
В-третьих, предполагается, что в этом действии и в этом столкновении у человека есть некая сила, некая возможность нанести "удар", ответить выстрелом на выстрел. Пусть иногда речь идёт о ситуациях, когда внешне наш герой безоружен и беззащитен перед противником -- тем не менее, есть у него некий козырь, некое преимущество, пусть и моральное, которое может в итоге перетянуть чашу весов.
И какие же качества должен проявить в этих обстоятельствах человек, чтобы его можно было назвать благородным?
Прежде всего, верность -- своему служению, своему долгу.
Потом, смирение. Чёткое понимание: я служу долгу, делу, но не себе-любимому. И умение распознать грань, где на самом деле "дело" и "долг" становятся прикрытием собственного эгоизма.
Затем, жертвенность. Готовность не предавая убеждения и имея силу, тем не менее, "вложить меч в ножны". Как в Евангелии, во время ареста Христа, когда был и меч, была и великая сила Самого Бога...
И наконец, благородство предполагает неосуждение и прощение противника, другого человека. Вплоть -- иногда -- до отказа от удара, от логичного и справедливого возмездия. Вплоть до тех слов, которые говорятся с Креста: "Отче, прочти им, ибо не ведают, что творят"...
Вот таковы обстоятельства и качества, связанные с понятием благородства. И безусловно, благородные люди есть повсеместно. Просто не нужно искать их непременно в образе рыцарей, закованных в латы или аристократов с проницательным взором. Вот, я приводил в пример Христа. Но потому и отвергали его многие, что он не был похож на вождя и не имел никакого внешнего могущества. Что он дал себя на растерзание -- вместо того, чтобы растерзать своих врагов. Но более потрясающего примера подлинного благородства, чем в Евангелии и истории святых, которые пытались идти за Ним, не найдётся в мире...
Комментариев нет:
Отправить комментарий